ЧЕТЫРЕ ОШИБКИ РУКОВОДИТЕЛЯ ПРИ РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

В любой организации возникает множество конфликтов, связанных с особенностями понимания целей и задач, сопротивлением внедрению нового, нехваткой и распределением ресурсов, расстановкой приоритетов, распределением ответственности и власти, несхожим опытом и профессиональными навыками исполнителей и т.д. Всеми этими конфликтами необходимо управлять.

Можно констатировать, что помимо пяти базовых функций менеджмента: планирование, организация, координация, контроль и мотивация у современных руководителей появилась шестая – разрешение конфликтов.

По данным Центра эффективного разрешения конфликтов СЕDR (Centre for Effective Dispute Resolution) до 40% рабочего времени менеджеры тратят на разрешение конфликтов. Если перевести эту цифру в финансовые показатели фирмы, результат получится весьма неутешительный.

И если в Западной Европе и США ещё с начала 60-х годов XX века ведётся активная работа по подготовке менеджеров по управлению конфликтами, то в России конфликт менеджмент ещё только формируется, что приводит к ряду ошибок допускаемых руководителями при разрешении конфликтов.

Ошибка первая: «ФОРМАЛЬНО — ЮРИДИЧЕСКИЙ ПОДХОД»

Её суть в том, что руководитель при возникновении конфликта, например с клиентом, приглашает на переговоры юриста с целью объяснить второй стороне юридические последствия того или иного развития событий.      

Ситуация усугубляется, попытками апеллировать к документам, правам и обязанностям и прочим формальным вещам.

Почему же формально-юридический подход далеко не лучший способ разрешить конфликт? Потому, что в основе конфликта всегда лежат потребности и интересы человека.

Сторону конфликта менее всего интересует, что написано в кодексе или в договоре, гораздо больше её волнуют собственные интересы и потребности, а использование формально-юридического подхода, как раз мешает их выяснить.

Более того, формально-юридический подход способен ещё дальше оттолкнуть стороны друг от друга и «подлить масла» в огонь конфликта.

Это совсем не означает, что юрист на переговорах не нужен. Его можно и нужно привлекать в роли эксперта в конкретной предметной области. Делать это стоит тогда, когда вторая сторона готова услышать экспертное мнение вашего юриста. Ведь у второй стороны может быть свой эксперт, и мнение вашего может его не интересовать.

Именно по этой причине, так важна готовность другой стороны выслушать мнение вашего специалиста, ведь мнение эксперта это одно, а разрешение спора совсем другое.

Ошибка вторая: «РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

Суть ошибки в том, что при разрешении конфликта менеджер берёт на себя роль «судьи», задача которого определить правых и виноватых, призвать к ответственности, к совести, наконец. То есть заняться не урегулированием конфликта, а распределением меры ответственности за случившееся положение вещей. Такие действия только усиливают конфликт, а не способствуют его разрешению.

Ошибка третья: «Я ЗНАЮ, ЧТО ВАМ НУЖНО ДЕЛАТЬ»

Желая помочь сторонам быстрее разрешить конфликт, руководитель активно начинает давать советы и рекомендации, забывая о том, что владельцем конфликта он не является.

Это приводит к тому, что стороны начинают руководствоваться известной житейской мудростью, гласящей, что ответственность за исполнение решения всегда лежит на том, кто его предложил.

А поскольку решение было предложено руководителем, а не найдено сторонами, значит, ему и придётся его исполнять.

Ошибка четвёртая: «НАРУШЕНИЕ БАЛАНСА»

При разрешении спора, руководитель вольно или невольно присоединяется к одной из сторон, сочувствует ей, уделяя гораздо меньше времени интересам второй. Такая тактика явно не способствует разрешению конфликта, так как вторая сторона почувствует этот дисбаланс.

Принимая на себя роль посредника в конфликте, руководителю необходимо быть вне ситуации, и все свои действия направлять на сохранение баланса сил в переговорах, сближение интересов, поиск сторонами взаимовыгодного решения и сохранения отношений для того чтобы стороны могли и дальше сотрудничать.

Как руководителю избежать подобных ошибок?

Один из способов — это овладение конфликтологической компетентностью, позволяющей направлять энергию возникающего противоречия на реализацию поставленных задач.

Суть этой компетенции заключается в понимании менеджером природы конфликта, владении умениями и навыками определения противоречий между различными элементами системы (организационной, групповой и т.д.) и анализа основных условий и факторов, способствующих конфликту, а также в определении возможностей воздействовать на предконфликтную ситуацию или конфликт.

Сюда же входят навыки управления взаимоотношениями людей, такие как: техники слушания (нерефлексивного, эмпатийного, активного), техники работы с эмоциями (снятия напряжения, переориентации эмоций и т.п.), а также медиативные приемы и техники.

А что делать, если конфликт разгорелся, а руководитель всем этим конфликтологическим  премудростям не обучен, да и времени у него на это нет?

В таком случае уместно обратиться к медиатору, то есть специалисту, который профессионально занимается урегулированием конфликтов в бизнесе.

Бизнес-медиатор — профессиональный посредник, который помогает сторонам достичь взаимоприемлемого соглашения в споре путем переговоров, оставляя у сторон контроль над принятием решения и условиями соглашения.

В процессе медиации участники спора отвечают за содержательную сторону вопроса, за выработку и выполнение взаимоприемлемого решения, а медиатор – за осуществление соответствующей коммуникативной процедуры, за организацию переговорного процесса, за его следование целевой направленности и психологическую безопасность.

Таким образом, если вы заинтересованы в том, чтобы снизить риски управления конфликтами, повысить эффективность разрешения споров, уменьшить затраты на судебные издержки, усилить репутацию компании – вызывайте медиатора.

Алексей Покровский – профессиональный медиатор,

руководитель Московского отделения Союза профессиональных медиаторов М2В

Обновлено: 09.06.2020 — 17:55

5 комментариев

Оставить комментарий
  1. Простое «разведение» сторон и разграничение областей их деятельности могут дать определенный положительный эффект. Но даже замена действующих субъектов при сохранении объективных причин конфликта приведет к его возобновлению уже в другом действующем составе. Преждевременное «замораживание» конфликта — это

    1. Алексей Покровский

      Константин, вы правы. Действительно, пока причины конфликта не вскрыты и не найден способ их устранения, любые манипуляции будут напоминать наложение стерильной повязки на загноившуюся рану. Боль возможно станет меньше, а воспаление никуда не денется и всё закончится сепсисом.

  2. В ряде западных стран в целях предупреждения конфликтов распространено включение в договоры специальных пунктов, предусматривающих порядок разрешения возникающих споров. Так, Американская ассоциация судей рекомендует при подготовке любого делового контракта предусмотреть: письменный обмен мнениями в случае возникновения разногласия; с самого начала разногласия желательно привлечение помощника или консультанта; использование любых попыток примирения; обеспечение достаточно высокого уровня лиц, ведущих переговоры: установление этапов переговоров, а в случае неудачи переговоров — определение арбитра, а также судебного или иного порядка рассмотрения спора. Несомненно, такие меры предупреждают спонтанный конфликт, удерживают стороны от непродуманных поступков.

    1. Алексей Покровский

      Людмила, и в нашем законодательстве предусмотрена возможность включить в текст договора (включая и трудовой) медиативной оговорки, предусматривающей обязанность сторон в случае возникновения спора и до обращения в суд урегулировать его через процедуру медиации. В медиативной оговорке можно указать либо организацию оказывающую такие услуги либо конкретного медиатора. Главное начать пользоваться.

  3. Результаты конфликта подлежат правовой оценке в тех случаях, когда при фактическом разрешении конфликта пострадала та или иная сторона или были нарушены общественные либо государственные интересы. Если А, вымогая премию, все же добился того, что Б подписал приказ о его премировании, хотя для этого не было основания, такой приказ в принципе подлежит отмене.

Добавить комментарий для Константин Отменить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *