Бесплатные консультации

Бесплатные консультации по телефону, ответы на бесчисленные вопросы на форумах, консультирование знакомых — это польза или вред? Что они дают мне и моему клиенту? Эффективны ли для частной практики?

С такими вопросами сталкивался точно каждый специалист. Мы думаем, что бесплатное консультирование наравне с платным — эффективно и полезно, но в реальности все не совсем так. Зачастую, предоставляя услуги бесплатно мы руководствуемся мифами, которые нагромоздили себе под влиянием социального давления и с упорством продолжаем в них верить и использовать. Что это за мифы?

Миф №1. Я развиваюсь и совершенствуюсь как специалист.
Да, если вы в начале своего профессионального пути — это вариант. Но если я специалист, который 5 лет обучался в ВУЗе, прочитала тонну литературы проездила пол страны обучаясь и вкладывала не малые деньги в свое обучение, если я с раннего утра до позднего вечера набивала себе шишки на консультациях с проблемами людей, тратила свои нервы и время выступая не только в качестве медиатора, но в качестве сестры милосердия. Если я имею опыт, связи, знания, которые буду выдавать задарма каждому желающему, то я не думаю, что меня совершенствуют проблемы людей. Нет.
Зачастую такие «вопрошающие», жаждущие бесплатных консультаций размещают свои вопросы не на одном, а 3-5 форумах, затем, «для верности» обзванивают десяток-другой специалистов, с одной лишь целью — получить качественную консультацию на халяву. И все специалисты на нем «совершенствуются». Замечательно получается, не правда?

Миф №2 Я помогаю людям!
Да, профессиональная помощь, даже бесплатная, в некоторых случаях — моя личная воля. Давайте будем честными. По отношению к кому? Людям, которые не имеют возможность оплатить. Но большинство форумов пестрит такими «малоимущими», которые не знают, как оформить свои жизненные метания, даже вопрос четко поставить не могут. Элементарно, они обеспечены компьютерной техникой, интернетом, чтобы задать вам этот вопрос, что говорить о том, что у них найдется 5000 рублей на то, чтобы оплатить время и труд человека.
Вы не помогаете, а позволяете паразитировать на себе.

Миф №3 Я собираю клиентскую базу.
Кого вы привлекаете вывеской с надписью «консультации бесплатно»? Определенную категорию населения, которая:
• изначально не готова платить деньги за труд специалиста. Зачем платить за то, что можно получить бесплатно?
• не считает ваш труд. Для них, это всего лишь, светская беседа;
• считают, что они, бедные-несчастные, несут непосильный крест, и в силу своих страданий, им обязаны сострадать и всячески содействовать в разрешении проблемных ситуаций, которые они создали сами;
• думают, что специалист им изначально обязан всего лишь тем, что ему оказано высокое внимание, предоставив разбираться в их интересном и нестандартном вопросе.
Признайтесь честно, много вы клиентов получили от бесплатных консультаций? Сильно возросла ваша клиентская база? Если да — какого качества клиентами?

Миф №4 Я даю пользу людям.
Бесплатное не ценится! То, что получено просто, задарма, на что не потрачены свои силы, труд или деньги, так же и уходит, в никуда. Если люди не понимают ценности, значит и не внедряют в жизнь ваши советы. Люди не уважают то, что получено ими бесплатно.
Получается, что, затратив свое время на консультацию, вы можете дать не пользу, а вред человеку. Только лишь потому, что он ею не воспользуется.
Большинство людей соизмеряют качество со стоимостью. Как специалисты, мы понимаем, что это не всегда так, но клиент думает по-другому. Он воспринимает услугу, как товар, думая: чем дороже товар — тем качественнее, лучше. Самый дорогой автомобиль — самый лучший. Заплатив за спортивную секцию 1500$ в месяц, вы будете туда ходить? Вы поверите врачу с частной лицензией, который диагностирует всех бесплатно?

Миф №5 Клиенты, получив бесплатную консультацию, захотят прийти на платную.
Вы создаете прецедент. Получив что-то бесплатно один раз, человек будет навязываться к вам бесплатно и в следующий. Он уверен, что вам это совершенно не трудно, что вам это нравиться, что он  повышает вашу самооценку своим обращением к вам.
Нет никаких объективных причин, чтобы платить за ваш труд. Зачем ему платить? Вы же хороший специалист, вы помогаете людям, не то, что эти «коммерсанты», которые наживаются на чужих проблемах и за пару слов хотят целое состояние.

Если вы профессионал, если ваше консультирование для вас не хобби, если вы зарабатываете своей профессией на кусок хлеба с маслом — ваши клиенты должны понимать, что ваши услуги стоят денег. И это нужно заявлять с самой первой встречи. Разница между профессией и хобби в том, что профессионалы получают деньги за свое мастерство.
Работая бесплатно на кого-то вы выматываетесь, обесцениваете себя, как профессионал. Напомню, что говорю лишь о бесплатных консультациях, лишь о вашем личном времени, которое вы в пустую выбрасываете на кого-то. И не имею в виду время и труд, опыт и знания, которые вы вкладываете в строительство своего авторитета (имиджа, бренда) в виде создания своей интеллектуальной собственности: книг, статей, по которым вас и воспринимают как профессионала.

Если вы не берете денег за свои услуги, вам не будут их давать. Если вы берете деньги — значит вам есть за что платить. Значит вы занятой, востребованный, стоящий профессионал. Пока в нашем мире это работает так.

Отсюда выводы — КАЧЕСТВЕННАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ = ПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ .

Время стоит денег. Энергия стоит денег. За все нужно платить, иначе все скатывается в банальный паразитивизм.

Цените себя и свой труд!

Ирина Бойко — профессиональный медиатор, член Союза профессиональных медиаторов «М2В».

г. Ростов-на-Дону



Обновлено: 26.06.2020 — 14:15

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *