Конфликт: хорошо или плохо?

Конфликт. Начну с того, что каждый из нас имеет свое представление о том, что считать конфликтом. Бывает такое, что один человек считает, что он в состоянии конфликта с другим, а второй даже не подозревает об этом.

Конфликты бывают разные по своей природе, характеру, масштабу, последствиям и т.д. Хорошо это или плохо, когда происходит конфликт?

На мой взгляд это неизбежно! И это нормально! Да, все люди разные и то, что между ними возникают конфликты вполне естественно и нормально. Гораздо более не нормальной выглядит ситуация идиллии и отсутствия кофликтов.

Предлагаю рассмотреть плюсы и минусы конфликтов, а также способы их разрешения. Возможно Вас покоробило слово «плюсы»? Что ж с них и начнем.

Плюсы конфликтов:

  1. Вскрывают накопившиеся недовольства и противоречия.
  2. Позволяют вывести ситуацию на новый качественный уровень.
  3. Срывают «маски» и дают возможность увидеть кто есть кто.
  4. Позволяют преодолеть ситуацию застоя и найти альтернативные решения.
  5. Позволяют избавиться от «лишнего».
  6. Возможность разрядить обстановку и сбросить эмоции.

Минусы конфликтов:

  1. Требуют затраты ресурсов: время, деньги, эмоции и т.д.
  2. Могут разрушить отношения.
  3. Могут разрушить предприятие, семью, бизнес и т.д.
  4. Могут притягивать сторонние ресурсы.
  5. Могут снижать рациональность мышления.
  6. Могут выйти за рамки правового поля.

Как видим из наличия плюсов и минусов сам по себе конфликт может нести и то, и другое. От чего же зависит тогда итоговый результат?

По моему глубокому убеждению, результат конфликта зависит от готовности сторон к принятию ситуации конфликта без отрицательного акцента и умения с этой ситуацией справляться, т.е. разрешать.

Что значит «готовность  к принятию»? Это значит, готовность отстаивать свои границы и интересы без страха перед возможностью начала конфликта. Чем больше изначальный страх перед конфликтом, тем больше глубина уступок на которые идет сторона не желая отстаивать свои интересы и «прогибаясь» под этим страхом. Соответственно, тем больше накапливаемые в результате противоречия сторон и в результате рано или поздно происходит конфликт в виде «взрыва» (это слово лучше всего характеризует накал страстей в таком конфликте).

Как правило, такие конфликты достаточно разрушительны и несут много отрицательной энергии, хотя положительные стороны есть даже у таких конфликтов: ситуация может выйти на новый качественный уровень.

Что значит «умение справиться»? Это значит понимание механизмов и инструментов разрешения конфликтов. Скажем, навыкам разрешения конфликтов можно научиться на тренингах медиаторов, а одним из инструментов разрешения конфликтов и являются сами медиаторы.

Поговорим об этом подробнее. Как медиатор помогает разрешить конфликт?

Во-первых, конфликт это всегда эмоции, которые сужают сознание конфликтующих и объективно  снижают рациональность их мышления. Иногда, даже в бизнес-конфликтах между крупными корпорациями, собственники ведут себя как 3-х или 5-ти летние дети. Да, у них много ресурсов в виде связей, друзей, денег, советников, юристов, адвокатов и т.д. Поэтому они стремяться использовать их по максимуму.

Проходит иногда год-два, прежде чем ресурсы начнут истощаться и накопится «усталость» от конфликта. В этот момент к ним начинает возвращаться здравомыслие, и они пытаются вспомнить «А с чего собственно все началось?» и задумываются о том, «Что теперь делать?».

Если бы они знали о таком инструменте разрешения конфликта как «медиатор», то применили бы его раньше… хорошо хоть сейчас некоторые предприниматели начинают этим пользоваться.

Что делает медиатор в первую очередь? Помогает сторонам успокоиться, отрабатывает с помощью специальных медиативных технологий их эмоции, снимает напряженность в отношениях и возвращает стороны к рациональности.

Во-вторых, медиатор помогает каждой стороне (во время встреч с глазу на глаз – «кокус»), посмотреть на ситуацию с разных сторон, отойти от начальной позиции спора (которая как правило деструктивна) и проанализировать свои реальные, а не мнимые интересы.

Далее, медиатор помогает сторонам подготовиться к совместным переговорам друг с другом: сформировать вопросы для обсуждения, проанализировать последствия переговоров, найти различные варианты решений и предложений, отработать возможные гарантии и санкции.

Если медиатор сделал свою работу хорошо, то у сторон потом все проходит достаточно гладко. Кроме того, у медиатора есть технология, позволяющая определить исполнимость заключенного сторонами медиативного соглашения.

Как правило, продолжительность медиативных переговоров в бизнес-конфликтах не велика. Даже случаи условно средней тяжести или тяжелые можно разрешить в течение нескольких недель или месяца.

К чему эта статья?

Не бойтесь конфликтов! Умейте их разрешать! Пользуйтесь всеми доступными Вам инструментами для разрешения конфликтов!

Удачи Вам и процветания Вашему бизнесу!

Автор статьи: Евгений Киселев.

Обновлено: 10.06.2019 — 18:00

2 комментария

Оставить комментарий
  1. Светлана

    Ещё один плюс конфликта в том,что только на высоте эмоции выявляется истинное лицо.Что б узнать с кем живешь-надо с этим человеком развестись,что б узнать с кем бизнес ведешь-надо его разделить и так далее.Хотя,конечно по энергозатратности,конфликт-это один большой минус.

  2. Женщины творят историю, хотя история запоминает лишь имена мужчин.

    ——
    виртуальный номер телефона сша | https://continent-telecom.com/

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *