ПЕЧАТЬ ВОЛКА ИЛИ ЧТО ЗНАЧИТ РАЗРЕШИТЬ КОНФЛИКТ?

Медиация – одна из самых технологичных и эффективных процедур альтернативного  (внесудебного) разрешения споров.

Это особый вид посредничества, при котором медиатор не высказывает своего мнения, как обычный посредник, не консультирует стороны, как эксперт и не выносит решения по спору, как судья. А чем же он тогда занимается? Какова его основная задача?

Задач у медиатора много, но главная из них – это помочь сторонам разрешить их конфликт. А, что значит разрешить конфликт?

Разобраться в этом нам поможет «Печать волка». Слышали о такой? Скорее всего, нет. Что же это за «Печать волка» и как она связана с разрешением конфликта? Поговорим.

ПЕЧАТЬ ВОЛКА

В окрестностях города Губбио, появился огромный волк, нападавший не только на животных, но и на людей.

Волк навёл такой ужас на жителей города, что они выходили за ворота вооружёнными «до зубов», но даже так не могли защитить себя при встрече с серым хищником.

В страхе перед волком горожане дошли до того, что вообще перестали выходить из города.

В ту пору в Губбио жил святой Франциск, который решил выйти к этому волку, хотя жители всячески отговаривали его от этой опасной затеи. Святой Франциск вышел из города со своими товарищами и поскольку они колебались идти дальше, он один пошёл к месту, где засел волк.

Увидев волка, святой Франциск сказал: 

Поди сюда, брат волк, повелеваю тебе не делать зла ни мне, никому другому. 

Услышав эти слова, огромный волк подошёл к святому Франциску и кротко, как ягнёнок пал к его ногам. Тогда святой Франциск говорит ему: 

Брат волк, ты причиняешь много вреда в этих местах, ты совершил величайшие преступления, ты не только убиваешь и пожираешь животных, но даже имеешь дерзость убивать людей, за это ты достоин адских мучений, как разбойник и худший из убийц; и весь народ кричит и ропщет на тебя, и вся эта страна во вражде с тобой, но я хочу, брат волк, установить мир между тобой и теми людьми, так чтобы ты больше не обижал их, а они бы простили тебе всякую прошлую обиду и чтобы больше не преследовали тебя ни люди, ни собаки.

И когда святой Франциск произнес эти слова, то волк, движениями тела, хвоста и ушей и наклонением головы показал, что соглашается с его словами и готов соблюдать их.

А святой Франциск говорит: 

Брат волк, я хочу, чтобы ты заверил меня в этом обещании, так чтобы я мог вполне положиться на тебя.

И когда святой Франциск протянул руку для заверения, волк поднял переднюю лапу и, как ручной, положил ее на руку святого Франциска, заверяя его таким знаком, каким мог.

Вернувшись в город вместе с волком, святой Франциск собрал всех жителей и сказал им: 

Слушайте, братья мои: брат волк, который здесь перед вами, обещал мне и заверил меня, что заключит с вами мир, и никогда ни в чем не будет обижать вас, если вы обещаете давать ему ежедневно необходимую пищу. Я же выступаю поручителем за него в том, что договор о мире он соблюдет ненарушимо.

Тогда весь народ в один голос обещал кормить его всегда. И святой Франциск перед всеми сказал волку: 

А ты, брат волк, обещаешься ли им блюсти мир и договор о нем, не обижать ни людей, ни животных, ни другой какой твари?

И волк стал на колени, наклонил голову и кроткими движениями тела, хвоста и ушей показал, насколько возможно, что он желает всячески соблюдать договор с ними.

Брат волк, сказал святой Франциск, я хочу, чтобы и здесь перед всем народом ты заверил меня в своем обещании, что ты не обманешь моего поручительства за тебя

И тогда волк, подняв правую лапу, положил ее на руку святому Франциску.

Как же святому Франциску удалось разрешить этот сложный конфликт и добиться взаимопонимания между жителями города и хищным зверем?

Во-первых: Волк, как творение Божье, признается святым Франциском равным человеку (тоже Божьему творению), с коим не только можно, но и должно договариваться.

То есть святой Франциск фактически применяет один из базовых принципов медиации: «Равноправие сторон» — каждая сторона имеет равные права и равные возможности высказаться и быть услышанной.

Всего два простых человеческих слова: «Брат волк..» и опасных хищник уже только за это готов заключить сделку с Губбийцами и выражает свою готовность безупречно по-волчьи: движениями тела, хвоста и ушей и наклонением головы.

Во-вторых: При разрешении конфликта, святой Франциск исходит не из позиций сторон, а из их интересов. Почему волк нападает на животных и жителей города? Он голоден и таким способом он удовлетворяет свою физиологическую потребность в пище.

Именно эту потребность учитывает святой Франциск в переговорах с волком: «Брат волк, пока ты жив, ты не будешь терпеть голода; ведь я хорошо знаю, что все зло ты делал от голода».

А в чём интерес жителей города? Конечно в безопасности. И эту потребность учитывает святой Франциск в переговорах с волком: «Но за эту милость я хочу, брат волк, чтобы ты обещал мне, что никогда не причинишь вреда ни человеку, ни животному: обещаешь ты мне это?»

В-третьих: святой Франциск создаёт в переговорах дополнительные возможности. Обратите внимание, волк видит только один способ удовлетворить свою базовую потребность в пище — нападать на животных и жителей города.

В свою очередь, жители города тоже видят только одну возможность обеспечить свою безопасность — убить Губбийского волка.

Святой Франциск, как истинный медиатор, помогает сторонам увидеть дополнительные возможности. В результате переговоров, конфликт разрешается путём заключения медиативного соглашения, по условиям которого жители города дают волку еду, а он отныне и впредь прекращает на них нападать.

Соглашение, как и положено, скрепляется «печатью волка»: «…волк поднял переднюю лапу и, как ручной, положил ее на руку святого Франциска, заверяя его таким знаком, каким мог».

Достигнутое соглашение настолько прочным, что было исполнено сторонами в добровольном порядке: «И после этого упомянутый волк прожил в Губбио два года и, как ручной, ходил по домам от двери к двери, не причиняя зла никому и не получая его ни от кого. И люди любезно кормили его и когда он проходил по городу мимо домов, никогда ни одна собака на него не лаяла».

Таким образом, разрешить конфликт – это значит договориться о совершении или прекращении конкретных действий, учитывая при этом как свои собственные интересы, так и интересы второй стороны. А для этого и нужен медиатор.

Алексей Покровский – профессиональный медиатор,

тренер медиаторов, руководитель Московского отделения

Союза профессиональных медиаторов «М2В»

Обновлено: 17.06.2020 — 16:21

1 комментарий

Оставить комментарий
  1. Различия в способах достижения целей. Очень часто руководители и непосредственные исполнители могут иметь разные взгляды на пути и способы достижения общих целей даже при отсутствии противоречивых интересов. При этом каждый считает, что его решение самое лучшее, и это является основой для конфликта.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *